Казанская икона Божьей Матери в Смутное время

Казанская икона Божьей Матери в Смутное время

Благодеяния, какие являла Пресвятая Богородица в Казанской своей иконе, не ограничились одной Казанью. Они простерлись далее, можно сказать, на всю землю русскую, когда она через 32 года после явления иконы, подверглась тяжкому бедствию. Казанская икона Божьей Матери сопровождала первое и второе ополчение во время освобождения Москвы и России от поляков в 1611 г.

Смута, польские интервенты

По низложении с престола Василия Ивановича Шуйского в 1611 г. не было царя в Русском государстве, настало Смутное время. Под предлогом, будто бы хотят дать нам на престол королевича Владислава, поляки, при содействии московских бояр, овладели московским Кремлем.

Многие другие города России сдались или шведам, или самозванцу. Поляки и казаки страшно опустошали русскую землю и грабили народ. По-видимому, не откуда было и ожидать спасения. Доблести славных мужей как будто иссякли в русской земле.

Многие бояре, люди чиновные и простые готовы были поддаться всякому, кто обещал и давал им больше милостей. Польский король Сигизмунд стоял под Смоленском, и требовал сдачи города под предлогом очищения его для сына, на самом деле для того, чтобы силой оружия завладеть им самому.

Тогда поняли русские, какая опасность угрожает их Отечеству и православной вере, увидели, какое бесчисленное множество русских истребили поляки, как разоряли они церкви, ругались над многоцелебными чудотворными мощами великих угодников Божиих.

Кроме того, знали они, каков был Сигизмунд. Это был самый ревностный римский католик, который, взойдя на русский престол, всеми мерами старался бы отклонять и русских от исповедания их православной веры. Угрожавшая опасность, мало помалу, стала заглушать страсти и своекорыстные расчеты сынов русских.

Первое ополчение

На призыв патриарха спасать государство и веру откликнулись многие сердца с готовностью ополчиться, стать за Святую Русь, за дом Пресвятой Богородицы. Прежде всего, обратились они с молитвой к Господу Богу и Матери Божией.

Ее Казанская икона, принесенная из Казани, сопутствовала войскам первого ополчения. Принесен был, говорится в летописи, образ «Пресвятыя Богородицы Казанския под Москву к князю Дмитрию Трубецкому и князю Заруцкому, и пробыл этот образ под Москвой до зимы. С его помощью, говорит далее летопись, отняли русские у поляков Новодевичий монастырь». (Ник. Лет. 8 т.)

Второе ополчение Минина и Пожарского

После смерти Прокопия Ляпунова, войска первого ополчения большей частью рассеялись. Образ Казанской Божией Матери был отправлен назад с одним казанским протопопом. Когда он был в Ярославле, сюда пришло новое ополчение, под предводительством князя Димитрия Михайловича Пожарского и нижегородского гражданина Косьмы Минина.

Ополчение Минина и Пожарского
Михаил Скотти, Минин и Пожарский, 1850 г

Услышав о помощи, которую явила Пресвятая Дева русским от своей иконы, Пожарский и Минин списали с этой иконы список, а самую явленную икону, украсив, отпустили в Казань с упомянутым протопопом.

«Ратные же люди, говорит летопись, великую веру начали иметь к образу Пресвятой Богородицы, и по их вере много было чудес от того образа; немало чудесных знамений явила от него Богородица в сражении с Польским Гетманом и во время осады и взятия Москвы».

Много собралось к Москве верных сынов России для избавления ее от поляков. Но их силы не могли равняться силам врагов, которых защищал Кремль своими стенами, и на стороне которых была опытность и искусство.

Между тем у русской рати не доставало самых необходимых средств к войне, не было нужного оружия, содержания. Казаки же, привыкши к грабежу и своеволию, не совсем доброжелательно смотрели на новых ополченцев, и нередко оставляли их без помощи в сражениях с поляками.

Самое время, по-видимому, помогало врагам России: наступали осенние непогоды, столь благоприятные для осаждаемых и столь пагубные для осаждающих. Но зато не оставляли русских своей помощью Господь Бог и Пресвятая Дева, которой теперь они так усердно молились.

Перед осадой Кремля, находившегося в руках поляков, всему православному войску и народу был заповедан трехдневный пост. И Бог услышал молитву кающихся и сетующих о бедствиях своего Отечества.

Явление Сергия Радонежского архиепископу Арсению

В стенах московского Кремля, занятого поляками, томился пленником архиепископ Арсений, родом грек (Арсений Элассонский). В Кремле открылся страшный голод. Поляки, осажденные русскими, желая сберечь съестные запасы, в которых они весьма нуждались, многих русских, бывших в Кремле, выдали осаждающим.

Так покарал Господь тех, кто не был верен своему отечеству! Вследствие недостатка в пище поляки морили голодом заключенных ими в темницы за то, что последние не хотели им помогать. Между ними был и архипастырь Арсений. Ему также угрожала голодная смерть.

Он был уже при последнем издыхании, как среди полночной тишины, когда русские воины с трепетом ждали рассвета следующего дня и обрекали себя на верную смерть за Отечество, послана была ему и всей России небесная помощь. Святителю является преподобный Сергий Радонежский чудотворец.

Чудный свет воссиял в келье мученика, как только вошел в нее угодник Божий. «Арсений, сказал он, Господь Бог услышал молитву рабов своих, и по ходатайству Пресвятой владычицы нашей Богородицы и по молитвам великих чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, с которыми и я ходатайствовал пред ним, в следующий день Господь низложит врагов и святой град возвратит православным христианам».

Подняв взоры, архипастырь увидел близ одра своего преподобного Сергия, и, с трудом поднявшись по причине изнеможения, поклонился ему. Вдруг преподобный Сергий и свет, озарявший келью, исчезли, а чтобы он не счел видение призраком, ему возвращается «крепость, сила и зрение».

Радостная весть об этом дивном видении переходит из уст в уста, проникает за стены Кремля к православному воинству и вдыхает в него новое мужество.

Избавление от врагов, освобождение Москвы

Воодушевленные надеждою на Бога и на Пресвятую Богородицу, войска подступили к Москве и взяли Китай-город. Тогда поляки, потеряв надежду удержать за собою остальную часть города, сами сдали Кремль. Это произошло 22-го октября 1612 года. Так свершилось избавление России благодатью Всемогущего Бога, по молитвам к нему Пресвятой Богородицы и московских угодников Божьих.

Казанская икона Божьей Матери в смутное время
Эрнест Лисснер. Поляки сдают Московский Кремль князю Пожарскому в 1612 году. Изгнание поляков из Кремля

Благоговея пред небесною помощницей, благодарное воинство в следующий воскресный день совершает крестный ход, на лобное место, для принесения торжественного благодарения Господу Богу и Пресвятой Владычице за избавление от врагов. Во время торжественного шествия со святыми иконами, в сретение (навстречу) им вышел архиепископ Арсений с бывшим при нем духовенством, неся икону Казанской Божьей Матери.

Ратные и простые люди, увидев чудотворную икону, от которой Пресвятая Дева подала великую помощь во время войны, от умиления и радости проливали слезы и проводили ее с пением в соборную церковь Успения Богородицы. Здесь была совершена божественная литургия в присутствии верных сынов России, которые от полноты благодарного сердца «воссылали» теплые молитва Богу и Пресвятой Деве за избавление от долговременных бедствий.

Установление праздника

Священнослужители церкви описали Михаилу Федоровичу чудеса, которые происходили от Казанской иконы Божией Матери во время освобождения Москвы от поляков. Чтобы память о сем чудесном заступничестве за Россию Пресвятой Девы не ослабела от времени, царь Михаил Федорович установил праздновать иконе дважды в год и совершать крестный ход:

  1. 8 (21) июля, в день великомученика Прокопия — в тот самый день, в который мать и дочь ходили к архиепископу и начальникам города объявлять о видении
  2. 22 октября (4 ноября), в день Аверия Иерапольского Чудотворца — в воспоминание избавления Московского государства от поляков
  • В 1649 году царь Алексей Михайлович, когда у него 22 октября (по юлианскому календарю) родился первенец Дмитрий Алексеевич, своим Указом распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери по всей России. Фактически, местные празднования — казанское и московское получили статус общероссийских.
  • В 1767 году императрица Екатерина II после литургии возложила на образ бриллиантовую корону, а в 1796 г. отпустила 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви.
  • В начале 19 века на месте обветшавшей каменной церкви, был построен собор Казанской иконы Божией Матери («Холодный») по проекту русского архитектора И. Старова (освящен в 1808 г.), где и пребывала икона до ее похищения в 1904 г., подавая помощь и исцеление всем с верою прибегающим к ней.
  • После революции Казанский кремль и его храмы были закрыты новой властью, монастырь упразднен.
  • Собор Казанской иконы Божией Матери разрушен в 1930-х гг. В настоящее время Собор восстанавливается по Указу президента Татарстана Рустама Минниханова от 4 ноября 2015 г
  • 28 августа 2004 года так называемый Ватиканский список иконы, с 1993 г. принадлежавший папе Римскому Иоанну-Павлу II и хранившийся в его покоях, был передан Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 2005 г. икона перенесена в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря в Казани.
  • С 2005 года в России 4 ноября отмечается праздник – День народного единства. Официальный государственный праздник учрежден в честь освобождения Москвы от польских интервентов, героизма и сплоченности всего народа. В этот день по всей стране проходят праздничные гулянья, концерты, представления, спортивные мероприятия, благотворительные акции, возложение цветов к памятнику Минину и Пожарскому. Поправками к Трудовому Кодексу на эту дату перенесен выходной день с 7 ноября.

Осенняя Казанская – народные обычаи, приметы, пословицы

Русский народ очень чтит Казанскую Божию Матерь и даже два раза в году ее празднует. Летняя Казанская 8 (21)июля приходится на горячую страдную пору, когда и погулять хорошенько не удавалось, но тем шире и разгульнее праздновалась Казанская осенняя 22 октября (4 ноября), на которую справлялись престольные праздники в большом числе русских селений.

А разгулявшись на празднике, не мог народ сразу остановиться и долго потом вспоминал, как:

На Казанскую один день престол справляли, на другой опохмел держали, на третий снова здорово…

Помогало такому веселому празднованию и то, что на Казанскую заканчивались на Руси расчеты с рабочими и разные платежи к этому дню подгонялись, отчего: «На Казанскую у хозяев и толстая мошна худеет, а у работников пустая толстеет».

И ждал, поджидал работник этого дня, вспоминая о нем среди самой тяжелой страды, говоря себе: «Потерпи, батрак, и у тебя на дворе Казанская будет», твердо веруя в покровительство Казанской бедному люду и в ее заступничество; не даст она работника хозяину в обиду:

И рад бы хозяин поприжать батрака, да Казанская на дворе, она, матушка, всей ряде голова.
Не обсчитывай, рядчик, подряженного: Казанская молчит, да все видит, все Богу скажет.

Хорошо на Казанской и честной венец принимать:

На Осеннюю Казанскую играют свадьбы
Русская свадьба. Лубок. XIX в.

Кто на Казанской женится—счастлив будет
Кто на казанскую женихается —- не раскается 

Выбирай корову по рогам, а девку — по родам (по родителям)
Казанская — бабья заступница

да уж и гулять заодно, что для престола, что ради свадьбы — и лилось на Казанскую разливное море зелена вина по всей Руси православной.

И большая доля летних да осенних заработков уходило на то, чтобы этот праздник честь честью встретить, да проводить, и не было у нас в России другого, более пьяного и разгульного дня, чем осенняя Казанская.

Такова одна сторона этого праздника, которую и отметил народ в своих поговорках. Другая касается тех условий крестьянской жизни, с которыми приходилось народу считаться в эту пору—перехода от осени к зиме.

Переход этот  решительнее всего отмечается в целом ряде поговорок и примет именно на этот знаменательный день, когда:

  • Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет
  • До Казанской — не зима, с Казанской — не осень
  • С Казанской у нас — тепло морозу не указ
  • Матушка Казанска спросить хворосту вязанку
  • С Казанской не льнуть к тычинке морозобитной хмелинке
  • О Казанской мороз не велик, да стоять не велит
  • Сказывали бабы, что на Казанскую в старые годы мужик на печи замерз
  • Казанские морозы железа не рвут, птицу на лету не бьют, а за нос бабу хватают, мужика за уши пощипывают
  • С позимней Казанской скачет морозно по ельничкам, по березничкам, по сухим берегам, по веретейкам
  • С Казанской мороз подорожным одежным кланяться велит, а к безодежным сам в гости ходить не ленится


До Казанской настоящей зиме не бывать, а на Казанскую, какая ни будь погода, — зимы не миновать, особенно, если в этот день пойдет дождь:

  • Зиме до Казанской устанавливаться заказано
  • Что Казанская покажет, то и зима скажет
  • После Казанской дождь пойдет, все лунки нальет
  • На Казанскую дождь лунки нальет — зиму приведет
  • Коли на Казанскую небо затянет дождем, то и зима следом за ним пойдет
  • Пошел бы на Казанскую дождь, а то будет зима на дворе с сугробами
  • Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежит
  • Ранняя зима о Казанскую на санях катается
  • На Казанскую добрые люди в даль не ездят — выедешь на колесах, а приехать впору на полозьях
  • Выезжаешь о Казанской на колесах, а полозья в телегу клади.


Казанская в хорошие годы — верх крестьянского благополучия,— всего накоплено, запасено вдоволь, да не надолго этого благополучия становится:

  • На Казанскую — и у вороны копна, а зима придет, все с гумна приберет
  • На Казанскую и у воробья пиво, а по весне у мужика хлеба вдоволь — диво

Так и жил мужик с года на год, — «когда густо, когда пусто, когда нет ничего»…
Казанская Божия Матерь — праздник чисто русский, за границей его не знают и никаких примет по этому дню не выводят.

Часть 1: Явление Казанской иконы Божьей Матери 8 (21) июля здесь

Литература:

Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Казанской, СПб, 1861 
А. С. Ермолов. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах, СПб, 1901 г.
(адаптация Tradiciay.ru)