Гадание с петухом

Гадания составляют необходимую принадлежность праздника Рождества у всех славян до Крещенского сочельника. Здесь кстати скажем и о распространенном в русских селах святочном гадании с петухом, которое послужит и объяснением к рисунку Колларца.

Святочные гадания с петухом
Ф. Колларц

Собираются молодые девушки в избу — насыпают на полу по кучке зерна и садятся, каждая против своей кучки, образуя круг. В средину этого круга пускается петух, все с напряженным вниманием ждут когда пернатый крикун вздумает клюнуть из чьей-нибудь кучки,— из которой кучки клюнул — та девушка и замуж выйдет в этот год.

Маковский К.Е. Святочные гадания
Маковский К.Е. Святочные гадания

Гадание это практикуется зачастую и у светских барышень. С иным петухом много возни,— не хочет клевать, да рвется себе вон из круга — а то начнет разбрасывать себе кучки вместо того чтобы клевать зерно,— это уже признак не хороший — не выйдет девушка замуж.

Русские гаданья сопровождаются еще святочными песнями. У древних Славян, когда солнце начинало брать силу, дни прибывать, праздник солнцу состоял из хожденья с песнями и славления божества, причем собирались подаянья и приношения для общей жертвы, которая торжественно собиралась всем племенем.

Малороссийские «Колядки» с их фантастическими преданиями, гаданьями, верованиями, воспроизведенными так превосходно Гоголем, и берут свое начало отсюда. Древний младенствующий народ не мог понимать другой жизни духовной, но храня в себе идеи вечности, представлял души праотцев, доступными для всех ощущений этого Mиpa.

Лубок. Гадание с петухом
Лубок

Зима казалась ночью, но вот начинает брать силу солнце, — все в природе оживает, и души тоже пробуждаются.

Первый праздник новорожденного солнца, первая зимняя коляда и будила души: они начинали бродить по белу свету и пугать живущих, которые старались закупить их милость, войти с ними в сношения.

святочные гадания с петухом
Гравюра Кампо Вейермана по рисунку Г. Тихомирова. Святочное гадание с петухом. Вторая половина XIX века.

Это обстоятельство, вместе с наступлением Нового Года и ожиданием, свойственном всем временам и народам, — нового счастья, — и породило общий славянский обычай гадания на праздниках и колдовства (от слова коляда—жертва, колдовати — колядовати — приносить жертву на хорутанском наречии).

Ночное гаданье.
Ночное гаданье. Юрий Сергеев

О древних корнях гадания с петухом читаем в  Сочинении Де Плансо «Словарь всего таинственного, сатанинского и сверхъестественного с картинами», изданном типографией С. Орлова в 1877 г. Сценарий описанного в Сочинении «Птицегадания» отличается от известного нам святочного гадания:

Птицегадание

Этот род гадания был в большом ходу у древних народов. Из всех птиц главную роль играл в этом отношении петух, являвшийся часто в качестве прорицателя. Для этого выбирали место, усыпанное песком; на песке этом чертили круг, разделяли его на части по числу букв азбуки и в каждой из этих частей, или секторов, писали одну из букв алфавита и покрывали ее ячменным или пшеничным зерном; затем, в средину круга ставили ученого петуха, замечали, в каком порядке он подбирал зерна и записывали букву за буквой. Таким образом получались слова, служившие ответом на задаваемые вопросы. Прорицатели, в числе которых упоминается и Ямблик, обратились к этому роду гадания, чтобы узнать, кто наследует императору Валенту; петух взял зерна в таком порядке, что вышли два слога Феод… Валент, узнавши об этом, приказал казнить этих чересчур любопытных предвещателей будущего и стал относиться подозрительно, как, по крайней мере, говорит Зенарий, ко всем высокопоставленным людям, имена которых начинались слогами Феод. Однако, не смотря на эти предосторожности, предсказание сбылось и корона досталась Феодосию Великому.  Де Плансо

_____________________________________

Святочное гадание. Рисунок Колларца и его описание в журнале 1881 г.