День памяти Николая Чудотворца 06/19 декабря

6/19 декабря – день памяти Николая Чудотворца, святителя, архиепископа Мир Ликийских. Это один из трех дней, отмечаемых и православной и католической церквями. 11 августа празднуют его рождение, 19 декабря по новому стилю вспоминают день смерти святого, а весной, 22 мая – перенесение мощей св. Николая Угодника в итальянский город Бари из Мир Ликийских. Народные названия праздников в связи с этими датами: Никола Зимний, Никола Осенний и Никола Вешний (или Никола Летний). Вспомним и мы житие Николая Чудотворца и его чудеса.

День памяти Николая Чудотворца
Икона Св. Николай Чудотворец

Чудеса начались еще в младенчестве

Святитель Николай родился в середине третьего века от Рождества Христова в Патаре, городе азиатской области Ликии, от благочестивых христианских родителей.
Еще в младенчестве св. Николая Бог «явил в нем избранный сосуд благодати». Во время совершения святого крещения он, трехлетий младенец, три часа простоял в крещальне, в честь святой Троицы.

Другое чудо младенца Николая: в среду, пяток и во все посты он не принимал скоромной пищи и не хотел даже прикасаться к сосцам питавшей его матери.

Войдя в отроческий возраст, св. Николай удивлял всех необыкновенным прилежанием к наукам, особенно к закону Божию, и изумительными успехами во всем, чему его учили. К этому присоединялись редкая кротость, послушание, удаление от всяких дурных бесед и сообществ. С отличным образованием и весьма значительным богатством, св. Николай мог ожидать для себя счастливой, блистательной будущности на поприще мирской службы, но Бог назначил ему лучшее поприще.

Посвящение святого Николая служению церкви

Родной дядя его, епископ патарский, видя в нем необыкновенные дарования и наклонность к уединенной подвижнической жизни, просил родителей св. Николая, чтобы они отдали его Богу, посвятили на служение Церкви. И родители не пожалели пожертвовать Богу единственным своим сыном, наследником их имени и богатства, утехой и подпорой их в старости.

Двадцатилетий юноша Николай быль уже пресвитером в том городе, где его дядя был епископом. Юный пастырь показал себя достойным священного сана. Он усердно учил свою паству и словом и примером собственной жизни, был везде, куда призывала его пастырская обязанность, утешал несчастных, помогал бедным, обращал заблудившихся от пути истины. И все это совершал он с величайшей скромностью, без шума, в тишине и неизвестности.

Помощь бедным

Особенно замечателен следующий случай. В городе, в котором священствовал св. Николай, жил один, прежде богатый и почтенный, человек, но от превратности земного счастья лишившийся всего своего имущества и наконец, впавший в такую нищету, что не имел, чем жить с тремя взрослыми дочерями девицами.

Несчастный впал в отчаянье, и однажды решился было на самый бесчестный поступок. Может быть, он и исполнил бы намеренье свое, если бы Бог не послал ему Ангела Хранителя, в лице св. пресвитера Николая.

Ночью, один, он тайно приходит к дому несчастного, бросает ему в окно узел с золотом, достаточным не только на содержание обедневшего семейства, но и на приданое старшей дочери, и потом, никем не замеченный, удаляется.

Осчастливленный отец избавился не только, от нищеты, но и от позора и преступления. Старшая дочь его скоро отдана была в замужество. Прошло некоторое время, и опять неизвестный благотворитель кладет на то же окно другой узел с деньгами на приданое средней дочери.

Для полной радости отца недоставало только одного, — он не знал своего благодетеля. Чувство благодарности заставило его быть бдительным, и когда щедрая рука опять появилась у его окна, он тотчас вышел из дому, и узнал в таинственном благодетеле своего уважаемого пастыря.

Все богатство, наследованное от родителей, св. Николай потратил на помощь бедным. Но чем более он смирялся, тем более делался великим пред Богом и людьми, чем более беднел вещественным имуществом, тем более богател благодатью. Поэтому св. Церковь и взывает к нему… «стяжал еси смирением — высокая, нищетою — богатая» (т. е. ты приобрел смирением — высоту сана и славы, нищетою — богатство.)

Путешествие в Иерусалим, чудеса продолжаются

Движимый пламенной любовью к Господу, св. Николай захотел увидеть и «облобызать» те места, которые освящены земной жизнью и стопами Иисуса Христа. С этою целью он сел на корабль и отправился в Палестину, в Иерусалим.

На пути он молитвой своей спас корабль от потопления во время бури и воскресил упавшего с мачты и разбившегося корабельщика. Святые места Иерусалима и всей земли обетованной, как бы, с радостью и уважением встречали святого угодника. Когда св. Николай входил в церковь на молитву, то двери храма сами собою отворялись при его приближении.

Насытив свою благочестивую душу лицезрением святых мест, угодник Божий сел на корабль, чтобы возвратиться в свое отечество. Корабельщики, взяв с него плату, хотели обманом отвезти его в другую сторону, но ужасная буря силой пригнала их к берегам отечества св. Николая. В ужасе от такого чудного события, вероломные корабельщики поверглись к стопам праведника, и получили прощение от незлобивого пастыря.

Уединение святого Николая в пустыне

Избегая почестей и мирских соблазнов, св. Николай удалился в пустыню, чтобы здесь беседовать с одним Богом. Однажды, стоя на молитве, св. Николай вдруг слышит голос: «Николай! Не здесь та нива, которую ты должен возделывать и возращать плоды Господу. Иди в мир, к людям, и возвещай им пути спасения».

Повинуясь Божественному призванию, св. Николай оставил мирное и любезное для него убежище. Но, все еще избегая мирской славы и почестей, он не хотел идти в Патару, родной свой город, где многие, или почти все, знали о его святости и мудрости, а удалился в Миры — главный город Ликийской области.

Здесь, живя между людьми, как простой инок, угодник Божий отличался от других разве только тем, что каждый день раньше всех приходил на молитву церковную, встав прежде других на молитву домашнюю. Но таким смирением св. Николай приобрел высоту святительского сана, хотя не только не искал, но всеми мерами избегал его.

Избрание нового архиепископа Мир

Епископ Мирликийский скончался, и соседние епископы, вместе с пресвитерами и всем клиром, как это бывало в древней церкви, собрались для избрания нового архиепископа. Между избирателями не было согласия о том, кого избрать. Долго судили и спорили они без пользы, наконец, некоторые предложили предоставить избрание архипастыря воле самого Бога.

19 декабря день памяти святителя николая чудотворца
С. Ефошкин, Святитель Николай Чудотворец. Чудесное избрание во епископа Мир-Ликийских

Единогласно положили: избрать того, кто на другой день раньше всех придет в церковь к утреннему богослужению. Св. Николай, ничего не зная об этом, встал, по обыкновению, в полночь на домашнюю молитву и потом раньше всех явился на молитву церковную. «Как твое имя?» — спрашивает старший епископ, ожидавший в церкви избранника Божия, и уже знавший, по откровению, имя будущего архиерея. «Николай», смиренно отвечал угодник.

Тогда епископ и весь народ с радостью встречают св. Николая и, узнав, что он уже имел сан пресвитера, прямо возводят его на архиепископский престол! Ужаснулся смиренный пастырь от высоты и трудности святительского сана, но, как послушный раб Божий, покорился воле промысла. Не для отдыха и почестей принял св. Николай высокий сан архиерейства, а для новых трудов и подвигов.

«Пасомые» видели в нем пример всех добродетелей: кротости, благочестия, милосердия, трудолюбия, воздержания, молитвы, постничества. Все нуждавшиеся в его помощи, совете, правосудии, всегда имели к нему свободный доступ.

Гонение на христиан. Наказание и оправдание св. Николая

В это время римский император Диоклициан предпринял гонение на христиан, жесточайшее из всех прежде бывших. Предстоятель мирликийской церкви был взят язычниками и посажен в темницу, терпел голод и разные истязания, но не переставал учить верных и неверных вере христианской.

С воцарением благочестивого императора Константина, Николай был освобожден из темницы и снова поставлен на архиерейский престол. Но ему предстояли новые труды. Чтобы разорять нечестивое учение Ария, христолюбивым императором Константином был созван первый вселенский собор в Нике (в 325 году). Среди отцов собора находился и св. Николай.

Есть одно сказание, хотя и не всеобщее, что святитель, огорченный до глубины души дерзкими, богохульными словами Ария и его наглым упрямством, вскипел гневом и нанес удар богохульнику. Судя по человеческим и по общим церковным законам, такой поступок заслуживал наказания. Потому отцы собора определили лишить св. Николая архиерейских украшений: митры и омофора.

Но Бог судил иначе. Видение, которое видел угодник Божий до своего посвящения в сан архиерейства, повторилось многим отцам собора. Они видели, что Иисус Христос сам подал Николаю Евангелие, а Божья Матерь — омофор, и потому единогласно решили возвратить ревнителю истинной Веры принадлежности его архиерейского сана. Вот почему на иконах св. Николая изображаются: по правую его руку Спаситель с Евангелием, а по левую — Богоматерь с омофором.

Другие чудеса св. Николая

Возвратившись в свой престольный город, св. Николай продолжил по-прежнему свои пастырские подвиги: учил, вразумлял, благодетельствовал.

чудеса святителя николая чудотворца

Однажды, в неурожайный год, жители Мир Ликийских терпели крайнюю нужду в хлебе. Святитель Николай, как Ангел во плоти, явился во сне хозяину корабля, нагруженного пшеницей и готовившегося отплыть из Италии в Александрию, повелел ему плыть к берегам Ликии, и паства св. Николая избавилась от бедствия голода.

В другой раз, в отсутствие святителя, корыстолюбивый мирликийский градоначальник безвинно осудил на смерть троих богатых и уважаемых граждан. Святый пастырь, узнав об этом, спешит в свой город, вырывает из рук палача секиру, уже занесенную над главами осужденных, и дает жизнь невинным.

Три близких царских военачальника, прибывшие по случаю в Миры Ликийские из Константинополя, были свидетелями этого события и удивлялись ревности мирликийского архипастыря. Но и сами они скоро почувствовали нужду в его помощи.

Возвратившись в столицу, они были оклеветаны пред царем в измене, заключены в темницу и ожидали смертного приговора. Терзаемые горестью и отчаянием, они, наконец, вспомнили о защитнике невинных — святом архиепископе мирликийском, и обратились к Богу с усердной молитвой, чтобы он спас их от смерти, не ради их грешных молитв, но ради молитв святого Николая.

В ту же ночь святитель является царю в видении и требует от него, чтобы он освободил невинных узников. «Кто ты?» спрашивает царь, «Я — Николай, архиепископ мирликийский», отвечал святитель, и скрылся. Смятенный царь зовет к себе осужденных на смерть вельмож, сам рассматривает их дело, узнает всю истину, и возвращает им прежние их чины и должности.

Перенесение мощей Святителя Николая в Баре

«Исполненный лет долгих, святитель Николай тихо, безболезненно почил телом (6/19 декабря) среди паствы своей, а духом переселился на небеса, в жилище Ангелов». Но этим не кончились, а, можно сказать, почти только начались чудеса его и благодеяния земным его братьям и всему роду христианскому.

Еще и теперь не иссяк этот источник чудотворения, еще и теперь, как всегда, могут получить благодатную помощь все с твердой верой и чистым сердцем приходящие к св. Николаю — скорому помощнику и молитвеннику о человеческих душах. Верующие особо чтят святого и 06/19 декабря установили днем памяти Николая Чудотворца

Семь с лишним веков (до 1087 года) мощи Святителя почивали в Мирах Ликийских. Но жители этого города сами стали недостойными хранить у себя это сокровище. Среди спокойной и роскошной жизни, жители Мир Ликийских, равно как и всего Востока, забыли заповеди Господа, пример и наставления своих великих пастырей, и предались похотям сердец своих.

Роскошь, корыстолюбие, коварство, взаимная вражда, безнравственность, неверие и другие пороки водворились между ними. И мера долготерпения Божия, наконец, иссякла. Громы правосудия Божия, копившиеся в продолжение нескольких сот лет, разразились со всею силой над главами растленных жителей Востока. Как страшная буря, поднялись грозные полчища агарян (аравитян — Магометанского закона), и, по мановению Божию, устремились на христианские области.

Города и села преданы огню, храмы разрушены, жители истреблены мечем, а оставшиеся в живых, с женами и детьми, проданы в неволю, или, оставаясь в опустошенном отечестве, должны были носить постыдные и тяжкие цепи иноплеменного и иноверного рабства. Горькая, страшная участь сия постигла и город св. Николая — Миры Ликийские.

Знаменитый и многолюдный город опустел совершенно. Жители его или побиты, или уведены в плен, дома сожжены и разрушены. Но драгоценная святыня города — мощи св. Николая остались неприкосновенными. Некоторые благочестивые старцы скрыли их в потаенном месте храма.

перенесении мощей в Баре град
С. Ефошкин, Явление священнослужителю с просьбой о перенесении мощей в Бар град

Но «неприлично было светильнику оставаться под спудом, неприлично источнику благодати и чудес быть заключенным». И потому сам святитель явился во сне одному благочестивому пресвитеру в итальянском городе Баре (где тогда жило много православных) и сказал ему: «Иди, возвести народу и всему освященному собору, чтобы они взяли мощи мои из Мир-Ликийских и положили в граде Баре, ибо не угодно Богу, чтобы тело мое оставалось в пустом, безлюдном месте».

Пресвитер объявил епископу и народу волю угодника Божьего, и они с величайшей радостью поспешили исполнить ее. Мощи святителя Николая из Мир-Ликийских были перевезены на корабле в Баре-град, положены сначала в церкви Иоанна Крестителя, а потом в храме, специально устроенном и посвященном имени св. Угодника (9/22 Мая 1087 года).

Бесчисленное множество больных получило от них чудесное исцеление. Это «перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир-Ликийских в Баре-град» (в Италии, недалеко от Неаполя) и празднуется Российскою Церковью 9/22 мая.

Простота и несокрушимая твердость веры, смирение и мужество, безграничное милосердие и всегдашняя готовность на помощь страждущему — вот черты характера св. Николая. Эти свойства особенно по душе русскому народу, который с полной верой и любовью прибегает в молитвах к св. Николаю Чудотворцу, или, как он выражается, к Николаю Милостивому.

Эта любовь и эта вера привлекают к себе любовь и милость Святителя — Чудотворца. Вот почему ни в отечестве св. Николая, ни на месте его земного упокоения не чтут память св. Николая с таким всеобщим усердием и торжественностью, как у нас. И нигде не являет он столько чудесных исцелений и милостей призывающим его, как в России.

Святитель Николай Чудотворец — видео

Литература:
По материалам уроков Протоиерея Иоанн Яхонтова, СПб, 1864

Ссылка на основную публикацию